Устройство кровли из рулонных материалов

Конструкция рулонного ковра кровли из рубероида или толя назначается проектом в зависимости от уклона кровли и обычно имеет от двух до четырех слоев. Для нижних слоев ковра применяют рубероид с мелкой минеральной посыпкой или подкладочный, а для верхних слоев - рубероид с крупнозернистой посыпкой.

Для склеивания слоев рубероидных материалов и наклеивания их на основание применяют бутумные мастики - горячие или холодные. Если для верхнего слоя применен двусторонний беспокровный рубероид, поверхность его покрывают горячей битумной мастикой слоем не менее 3 мм, в которую втапливают горячий гравий (размером 3-5 мм) или крупнозернистый песок. При толевой кровле во все слои ковра укладывают беспокровный толь и для склеивания слоев применяют горячие дегтевые мастики; верхний слой ковра покрывают горячей дегтевой мастикой и засыпают слоем мелкого гравия. Совместное применение битумных и дегтевых материалов не допускается.


Двухслойное покрытие кровли рулонным материалом: а - последовательность наклейки: 1, 2, 3 и т.д. - полосы первого слоя; 1а, 2а, За и т.д. - полосы второго слоя; б - наклейка полотнищ на конек кровли при уклонах более 15%; 1 - цементная стяжка; 2 - рулонный ковер

Марки горячих мастик назначают в зависимости от уклона кровли и температуры наружного воздуха при эксплуатации сооружения. В целях увеличения тугоплавкости мастик и экономии битума в состав мастик вводят волокнистый и пылевидный наполнители крупностью не более 0,3 мм (асбест VI и VII сорта, известь-пушенку, золу ТЭЦ, молотый известняк и пр.). Подбор состава мастик производит лаборатория в соответствии с требованиями проекта.

Основанием для устройства рулонного ковра может быть цементно-песчаная или асфальтобетонная стяжка, сплошной деревянный настил и др. Деревянное основание для рулонных кровель устраивают в виде сплошного настила из антисептированных досок, прибиваемых под углом 45° к несущему настилу.

Для лучшего сцепления рулонного ковра с цементной стяжкой ее покрывают холодной грунтовкой, а деревянные основания- горячей мастикой. Холодными грунтовками являются растворы битума или дегтя в растворителе, например битумная холодная грунтовка содержит 30% битума и 70% автомобильного бензина. Во избежание образования волн при наклейке рулонные материалы выдерживают в раскатанном виде не менее 20 ч. Наклейка рулонных материалов на влажные поверхности не допускается.

Горячие битумные мастики разогревают в котлах до температуры 220°C; дегтевые - до 150°C. Разогретую мастику из котлов на рабочее место подают в бачках, имеющих форму усеченного конуса, с плотно закрываемыми крышками.

При больших объемах кровельных работ подавать горячие мастики на кровлю следует битумными насосами по электро-мастикопроводу конструкции Главмосстроя и наносить их на поверхность форсунками. Для нанесения горячих мастик на поверхность вручную применяют фибровые щетки, а для разравнивания- зубчатый гребок из листовой резины толщиной 8-10 мм.

Полотнища рулонных материалов при уклоне кровель менее 15% наклеивают параллельно коньку крыши, а при уклоне более 15%-перпендикулярно ему. Все наклеиваемые слои ковра при малых уклонах кровли прикатывают катком весом 70-80 кг, а при больших уклонах - приглаживают вручную. Полотнища наклеивают внахлестку с разбежкой стыков в смежных слоях и смежных полотнищах в соответствии со СНнП Ш-20-74.

Работы по устройству рулонных кровель в зимнее время допускается вести при температуре наружного воздуха не ниже -20°C. Рулонные материалы должны быть предварительно в течение не менее 20 ч отогреты до температуры 15°C и перемотаны. Поверхность основания должна быть сухой и тоже отогретой до положительной температуры.

Наклеивание полотнищ в зимнее время ведут только на холодных мастиках. Перед употреблением мастик их необходимо размешать, так как они имеют свойство загустевать в состоянии покоя. Если температура воздуха ниже 5°C, холодные мастики разогревают до температуры 70°C. При холодных мастиках основание под ковер устраивают из цементно-песчаного раствора.

Зимой обычно укладывают один слой рубероида. С наступлением тепла кровлю осматривают и при необходимости ремонтируют, после чего наклеивают остальные слои рулонного ковра в соответствии с проектом.

Рулонные кровли весьма трудоемки в исполнении. Одним из путей сокращения трудоемкости их устройства является применение наплавляемого рубероида, имеющего утолщенный мастичный покровный слой, нанесенный на его поверхность в заводских условиях. Для устройства рулонного ковра из такого рубероида на рабочем месте инфракрасными или газовыми горелками расплавляют его мастичный слой, затем наклеивают его и прикатывают. Применение горячих мастик в данном случае отпадает. Отмена разогрева битума и подачи его в горячем состоянии на рабочее место резко улучшает технологический процесс. Работы ведут в соответствии с "Руководством по проектированию и устройству кровель из наплавляемых материалов на картонной основе".

Основным достоинством кровель из рулонных материалов является простота и быстрота устройства и их малая объемная масса; применяемый материал сравнительно недорогой и недефицитный. Недостатком этих кровель является их сравнительно быстрое старение, выражающееся в уменьшении вязкости и эластичности покрытия, увеличении водопоглощения и водопроницаемости. Темный цвет кровли способствует в летнее время перегреву покрытия. При температуре воздуха 20°C кровля от солнца нагревается до 60°C, что вызывает размягчение и стекание битумной мастики. Кровли из рулонных материалов для предохранения от старения примерно 1 раз в 3 года покрывают битумной мастикой с посыпкой на нее горячего песка.

Вместо повторных покрытий кровли битумной мастикой зачастую применяют защитную окраску рубероидных кровель алюминиевой краской. На поверхности кровельного покрытия краска образует защитную пленку серебристого цвета, водо- и паронепроницаемую, хорошо отражающую солнечные лучи. Проведенным обследованием установлено, что кровли, окрашенные алюминиевой краской, по истечении 6 лет находятся в хорошем состоянии. Алюминиевую краску можно наносить на поверхность краскораспылителями. Стоимость окраски в 2 раза меньше стоимости покрытия мастикой, а трудовые затраты снижаются в 6 раз.

Наши работы: